За джазом – в Коктебель!

Джаз в класике: «Серенада солнечной долины» / «Sun Valley Serenade» (1941)

Оркестр Гленна Миллера

«Серенада солнечной долины» -  музыкальный фильм режиссёра Брюса Хамберстоуна с участием Сони Хени, Джона Пейна и биг-бэнда Гленна Миллера. Этот мюзикл изначально был задуман в качестве рекламного ролика к выходу очередного альбома прославленного оркестра. Но продюсеры и сценаристы кинокомпании 20th Century Fox решили отказаться от изначального плана и начали снимать самостоятельный полнометражный фильм. Эта идея полностью себя оправдала, «Серенада солнечной долины» стала классикой в жанре «мюзикл», заурядная реклама превратилась в полнометражный фильм с отличным актерским составом, захватывающим сюжетом и, конечно, великолепными музыкальными номерами. Картина собрала огромную кассу, кинокомпания решила повторить этот удачный опыт. В скором времени был снят еще один фильм с участием оркестра Гленна Миллера — "Жены оркестрантов", который, впрочем, уже не имел такого успеха.

Картины «Серенада солнечной долины» и «Сестра его дворецкого» (1943) были выпущены в эпоху потепления отношений между СССР и США, попали за «железный занавес» и поспособствовали формированию популярности джаза (и западной популярной музыки в целом) в СССР. Фильм обрел культовый статус, а композиция «Chattanooga Choo Choo» стала неформальным гимном советских стиляг. Композитор Виктор Лебедев так вспоминал о значении «Серенады солнечной долины»:

«Каждый приходил к этому [Образу жизни стиляг] по-разному, но я — через музыку. И вообще многие люди приходили через музыку. Где-то в девятом классе или в восьмом мы увидели фильм «Серенада Солнечной долины». И музыка в нём настолько поразила нас и настолько восхитила, что я сел тут же за рояль играть все эти мелодии, а «In the Mood» Гленна Миллера, который там исполнял оркестр, исполнялся типа буги-вуги, был такой достаточно модный в то время ритм. И мы одновременно захотели скопировать всю одежду, которая была у джазменов в фильме … С «Серенадой Солнечной долины» подул воздух другого мира абсолютно, если хотите — свободного. Наивность содержания не давала возможности глобально к этому отнестись, но тем не менее… вот с этого все пошло. Эти фильмы — как прозрение какое-то.»

О «Серенаде солнечной долины» как об этапном фильме для целого поколения также говорится в пьесе В. Славкина «Взрослая дочь молодого человека».

Картина была выпущена повторно в советский кинопрокат в 1961 году и привлекла 33,4 млн. зрителей при тираже 684 копии.

 

Назад