За джазом – в Коктебель!

Классики джаза: Майлз Дэвис

Майлз Дэвис

26 мая 1926 года в городке Олтон штата Иллинойс родился Майлз Дэвис — выдающийся американский джазовый трубач и бэнд-лидер. Его значение в музыке XX века сложно переоценить, оно не ограничивается одним джазом. Дэвиса можно назвать родоначальником таких направлений, как модальный джаз (англ. modal jazz), кул-джаз (cool jazz) и фьюжн (fusion). 

Майлз Дэвис был кумиром у трех поколений ценителей джаза, он начинал в 40-ых вместе с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи, но и в 80-ых он продолжал оставаться актуальным исполнителем. Записи Дэвиса позволяют проследить развитие современного джаза от бибопа конца 1940-х годов до дальнейших экспериментов (фьюжн ил фанк-рок джаз). Дэвис никогда не был ограничен каким-то одним джазовым стилем, за это разнообразие и непредсказуемость Дюк Эллингтон назвал его "Пикассо в джазе".

В 1948 году Дэвис собрал нонет Capitol Band — первый ансамбль, игравший в стиле «cool jazz». Термин «cool» (с англ. - "прохладный, спокойный") впервые появился на пластинке Дэвиса "The Birth Of The Cool" (1949). Также на развитие этого стиля сильно повлиял саундтрек, который Дэвис написал к фильму Луи Маля "Лифт на эшафот".

 Во второй половине 1950-х гг. Дэвис  начинает экспериментировать в области формы и гармонии, отказывается от традиционной аккордовой последовательности. Эти творческие открытия привели к созданию альбомов "Milestones" (1958), "Kind Of Blue" (1959). Последний альбом стал одним из главных шедевров за всю историю джаза. В 2002 году Kind of Blue был включен Библиотекой Конгресса в Национальный реестр аудиозаписей, в 2003 году он занял 12-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone. 

В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты "Miles Ahead" (1957), "Porgy and Bess" (1958), "Sketches of Spain" (1959). В 1960-е годы Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил Уэйна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса. В этот составе они гастролировали по Европе и записывали альбомы, которые стали классикой: "Davis In Europe" (1963), "Seven Steps To Heaven" (1963), "My Funny Valentine" (1965), "E.S.P." (1965), "Miles Smiles" (1967). 

30 марта 1970 года, в свет вышел альбом Майлза Дэвиса под названием Bitches Brew (с англ. - "сучье варево"). Альбом определил развитие джаза и повлиял на создание новых музыкальных стилей - джаз-рок, фьюжн, психоделический джаз. В 2003 году журнал Rolling Stone включил Bitches Brew в список 500 лучших альбомов всех времен.

В конце 1984 года Майлз Девис получил в Дании Léonie Sonning Music Prize — престижную награду, которой награждают выдающихся деятелей искусства. Для Дэвиса был чрезвычайно важен тот факт, что среди лауреатов этой премии были Игорь Стравинский и Бела Барток - композиторы, перед которыми Дэвис преклонялся и которые оказали решающее влияние на его творчество. Сейчас очевидно, что в каком-то смысле он и был главным наследником этих великих музыкальных новаторов прошлого столетия.

Свое творческое кредо Дэвис в афористичной манере сформулировал в 1962 году в интервью журналу Playboy:

"Я всю свою жизнь в музыке, и я точно могу сказать, когда критик знает, о чем он пишет, и когда понятия не имеет. Большинство из них понятия не имеют. А вообще, я не обращаю внимания на то, что говорят обо мне критики, хорошее или плохое. У меня есть только один критик, самый строгий — это я сам. Моя музыка должна пережить меня, и я слишком тщеславен для того, чтобы плохо играть."

Назад