За джазом – в Коктебель!

Гибель майора Миллера

Гленн Миллер

Убежденный американский патриот Гленн Миллер не мог остаться в стороне в тот момент, когда США вступили во Вторую мировую войну. Будучи прославленным музыкантом, он не стал уклоняться от призыва, а сразу же сам подал документы для зачисления в армию. Однако на тот момент знаменитый тромбонист уже вышел из призывного возраста (ему было 38 лет). Это его не остановило, он предложил министерству обороны свои услуги в качестве руководителя военного оркестра.
В июне 1943 года Миллер создал Армейский оркестр военно-воздушных сил, который состоял из 45 музыкантов (также в его состав вошли популярные эстрадные вокалисты). Задачей этого подразделения было неустанно выступать перед бойцами, повышая тем самым их боевой дух и придавая им уверенность в скорой победе. Руководители армии не были склонны недооценивать эффективность пропаганды: за свои регулярные выступления (сообщается, что иногда оркестр Миллера совершал около 35 концертов за один месяц) джазмен был повышен в звании сначала до капитана, а затем до майора. Также новый оркестр активно участвовал в создании музыкальных радиопередач, которые должны были воодушевлять солдат союзников. При этом отдельный цикл передач был специально предназначен для немецких войск: джаз, запрещенный в нацистской Германии, был символом их скорого поражения.

Генерал Джимми Дулитл так охарактеризовал деятельность Глена Миллера в годы войны: «Наряду с письмом из дома, его оркестр был для солдата величайший моральным вдохновителем на европейском театре военных действий»
Война приближалась к концу, войска союзников уже вступили на территорию Франции. Вслед за ними туда должен был отправиться и оркестр Миллера. 15 декабря 1944 года (как сообщают современники, весь день стоял густой туман) он вылетел во Францию с авиабазы «Твинвуд Фарм». Самолёт так и не достиг Франции, его след затерялся в районе Ла-Манша.
Самолет, перевозивший оркестр Миллера, впоследствии так и не был найден. Это обстоятельство позволило выстроить множество догадок и конспирологических теорий. Одна из версий гласила, что самолет с оркестром был сбит немецкой авиацией, но в тот день в районе Ла-Манша не было вылетов самолетов Люфтваффе. Эта территория уже надежно контролировалась британскими войсками.
Появлялись также более остросюжетные версии, по одной из них, оркестр Миллера был захвачен и убит немецкой диверсионной группой во главе с Отто Скорцени, который лично забил до смерти американского джазмена.
На данный момент наиболее достоверная версия выглядит следующим образом: пилот, управлявший самолетом с оркестром, сбился с пути и попал в зону, которую контролировала британская авиация. Эскадрилья британских бомбардировщиков возвращалась из Бельгии, где определенные события помешали провести успешную бомбардировку. Инструкция запрещает посадку бомбардировщиков с грузом бомб, поэтому весь боезапас до возвращения на аэродром должен быть выкинут в море. Для этой утилизации снарядов в Ла-Манше был выделен специальный участок, в котором по трагическому стечению обстоятельств оказался самолет с оркестром Гленна Миллера.

Назад