За джазом – в Коктебель!
Новости

Классики джаза: Ахмад Джамал

Ахмад Джамал

Ахмад Джамал (2 июля 1930, Питтсбург) — выдающийся американский джазовый пианист, композитор и педагог. Фредерик Рассел Джонс (так изначально звали Джамала) рано приобщился к музыке, он начал заниматься уже в трехлетнем возрасте под руководством своего дяди Лоренса. В 7 лет он продолжил обучение уже под руководством Мэри Кардуэлл Доусон, знаменитой джазовой исполнительницы, которая также была известна как прекрасный педагог и основатель оперной труппы "National Negro Opera Company".

Огромное дарование Джонса было очевидно специалистам. Знаменитый пианист Арт Тэйтум сказал про Фредерика, когда тому было 14 лет: «Он будет великим!». Время подтвердило справедливость прогноза, который дал Тэйтум.

В 1948 году Фредерик закончил обучение и отправился в турне в составе «George Hudson’s Orchestra». В Детройте он познакомился с представителями мусульманской общины, эта встреча подтолкнула его оставить баптизм и принять ислам. 1951 год стал определяющим для Фредерик Рассела Джонса - в этом году он стал Ахмадом Джамалом, а также собрал свою первую группу - "The Three Strings". Впоследствии коллектив был переименован в "Ahmad Jamal Trio".

Исполнители регулярно сменяли друг друга. В составе трио были фортепиано (сам Джамал), контрабас (Ричард Дэвис, Израэль Кросби, Джалиль Нассер) и ударные (Вернелл Фурнье, Фрэнк Гант).  Группа сразу стала популярной: пластинки Chamber Music of the New Jazz (1956), But Not For Me (1958) и Ahmad’s Blues (1959) пользовались успехом и расходились большими тиражами. Трек «Poinciana» с альбома "But Not For Me" стал настоящим хитом, он держался в чарте «Billboard» более двух лет, что довольно редко происходит с джазовыми композициями.

В 60-ых годах Джамал стал реже выступать и сосредоточился на продюсировании и предпринимательстве. Затем он вернулся к концертной деятельности и продолжает выступать по сей день.

Джамала можно смело назвать живым классиком. Музыкальный критик Стэнли Крауч сказал, что Ахмад Джамал является вторым по значимости в развитии джаза после Чарли Паркера.

Сам музыкант всегда выделял для себя в качестве ориентира и образца Майлза Дэвиса. Дэвис также крайне высоко оценивал Джамала:

"Я заводился от игры и музыкальных концепций Ахмада Джамала – мне на него ещё в 1953 году обратила внимание сестра Дороти. Она как-то позвонила из телефонной будки из «Персидского центра» в Чикаго: «Слушай, Младший (в семье меня не звали Майлсом – только гораздо позже, когда умер отец), здесь есть один пианист, я его прямо сейчас слушаю, его зовут Ахмад Джамал, мне кажется, он бы тебе понравился». Оказавшись в Чикаго, я пошёл послушать его, и он просто ошеломил меня своим пониманием музыкального пространства, лёгкостью прикосновения к клавишам, сдержанностью исполнения и фразировкой звуков, аккордов и пассажей. Я восхищался его лиризмом, его манерой игры и тем, как он использовал музыкальное пространство в ансамблевом звучании своих групп. Я всегда считал Ахмада Джамала великим пианистом, который так и не получил заслуженного признания".

Назад

Фестиваль Koktebel Jazz Party - территория, свободная от COVID-19. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой условия доступа на фестиваль могут быть изменены в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе и рекомендаций Роспотребнадзора.
В данный момент участникам, гостям и зрителям фестиваля необходимо предоставить, как минимум, один из трех документов:

  • Отрицательный ПЦР-тест, сделанный, не ранее 18 августа 2021 года
  • Справка о наличии антител к S-белку COVID-19, сделанная не ранее 25 мая 2021 года
  • Сертификат о вакцинации от COVID-19