Новости

Александр Шаталов о брасс-бэндах и временах сухого закона

—  Что такое брасс-бэнды, какую музыку они исполняют?

— Вообще слово brass переводится с английского как «латунь» или «медь», то есть материал, из которого изготовлены инструменты, на которых мы играем. Брасс-бэнды относятся к жанру камерного искусства и, как другие представители камерных ансамблей (фортепьянных, струнных, народных инструментов), исполняют музыку при помощи медных духовых инструментов.

Если говорить о нашем ансамбле Fortuna Brass Band, он был основан в 2003 году и объединил выпускников Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Вначале основным направлением для нас была классика. Сейчас мы играем всё — от средневековых мадригалов до современного джаза и все промежуточные жанры.

Наши музыканты — мультиинструменталисты, каждый участник в программе использует несколько инструментов. В инструментальном составе ансамбля труба, корнет, труба-пикколо, флюгельгорн, тенор-тромбон, альт-тромбон, туба и ударные инструменты. Для шоу-номеров мы иногда используем и пневмодуховой инструмент — баян.

—  Как зарождалось это направление, где его истоки?

— История этой музыки очень давняя и интересная. Можно сказать, что это направление впервые появилось в России.

В 1880-1890-е годы в Санкт-Петербурге появился «Беляевский кружок», в который входили в основном музыканты-любители. Возглавлял его известный российский лесопромышленник, меценат и нотоиздатель Митрофан Петрович Беляев. Участники кружка регулярно принимали участие в вечерах камерной музыки — «Беляевских пятницах».

Что примечательно, в 1893 году на одном из вечеров проходил конкурс композиций камерной музыки, где впервые был представлен новый вид камерного ансамбля — квинтет медных духовых инструментов. Автором произведения был Виктор Эвальд, виолончелист из струнного квартета Беляева. В инструментальный состав этого любительского медного духового ансамбля входили два корнета, альтгорн, баритон и туба, на которой в этом коллективе играл сам Эвальд. На премьерном концерте ансамбля было исполнено произведение «Квинтет №1», которое является первым оригинальным отечественным произведением для классического медного духового квинтета.

Потом, к сожалению, началась революция, и многие музыканты этого объединения мигрировали, в том числе и в США, где продолжили развивать идею камерной «медной» музыки.

—  И как развивалось это направление уже в США в 1920-1930-е годы?

— В это время с ростом промышленности музыкальные инструменты подешевели и стали доступны. До этого струнные музыкальные инструменты считались аристократическими, а духовые — для рабочего класса. В это время у композиторов появилось много заказов на написание музыки именно для медных инструментов. Эта музыка стала очень популярной.

Тогда же появилось и много джазовых музыкантов, поскольку не нужно было быть очень богатым человеком, чтобы играть на музыкальных инструментах.

В 1920-1930 е годы в США во время действия сухого закона стало необычайно популярным такое направление, как Sweet music. Это был не совсем джаз в чистом виде, это была, скорее, салонная музыка. Она звучала в подпольных заведениях, клубах и казино, владельцами которых являлись гангстеры и бутлегеры. Они всячески заботились об облике своих заведений, приглашая лучших джазменов и танцоров того времени. Помимо культурного досуга бутлегеры щедро угощали клиентов запрещённым виски, разливая его из заварных чайников в фарфоровые чашки под видом чая. Эта атмосфера времён разлагающейся морали, блистательного джаза и «королей контрабандного алкоголя» отчасти описана в романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби».

В период Большого дефолта джаз выжил во многом благодаря тому, что джазовые музыканты были востребованы в подобных заведениях. Они зарабатывали приличные деньги и, играя джаз, могли прокормить себя. Но обратной стороной «сотрудничества» было то, что гангстеры считали музыкантов своими «крепостными», решая, когда, где и с кем им выступать, поэтому многие джазмены, чтобы избавиться от подобного гнёта, стали эмигрировать из США. Например, Луи Армстронг в прямом смысле сбежал от гангстеров за океан, где находился в течение нескольких лет, выжидая, когда ситуация изменится. Так это музыкальное направление появилось в Европе и позже стало необычайно популярным.

Примерно в те же годы эта музыка попадает и в Россию. Леонид Утёсов впервые услышал подобные композиции в Париже в 1929 году. Его популярная песня «Барон фон дер Пшик» не что иное, как популярный фокстрот (Bei Mir Bist Du Schon).

Источник: http://www.infox.ru/press/events/document173274.phtml

Назад

Фестиваль Koktebel Jazz Party - территория, свободная от COVID-19. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой условия доступа на фестиваль могут быть изменены в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе и рекомендаций Роспотребнадзора.
В данный момент участникам, гостям и зрителям фестиваля необходимо предоставить, как минимум, один из трех документов:

  • Отрицательный ПЦР-тест, сделанный, не ранее 18 августа 2021 года
  • Справка о наличии антител к S-белку COVID-19, сделанная не ранее 25 мая 2021 года
  • Сертификат о вакцинации от COVID-19

На территории фестиваля гости, зрители и представители СМИ должны носить маски и перчатки.