Новости

Иоганн Себастьян Бах и джаз

Иоганн Себастьян Бах и джаз

28 июля 1750 года ушёл из жизни классик эпохи барокко — немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Непревзойдённый мастер полифонии, он написал более тысячи музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени, кроме оперы.

Иоганн Себастьян Бах по праву считается композитором номер один в музыке, а Бетховен называл его истинным отцом гармонии. И хотя сегодня в это трудно поверить, уже в XVIII веке наследие великого композитора считалось устаревшим.

Возрождение музыки Баха началось спустя почти век после его смерти. 11 марта 1829 года в Берлине (Германия) состоялось музыкальное событие мирового масштаба: оркестр под руководством 20-летнего Феликса Мендельсона исполнил одно из самых пронзительных произведений Баха — «Страсти по Матфею». Совершенно забытая композиция, правда, сокращённая и переписанная Мендельсоном, поразила современников настолько, что концерт был исполнен ещё раз в день рождения Иоганна Себастьяна Баха — 21 марта.

В ХХ веке произошло подлинное возрождение музыки великого немецкого композитора, которое шло в двух направлениях: аутентичном и интерпретационном. В первом случае это максимальное приближение звучания к старинному (восстановленные инструменты, поиски нотных записей), во втором — предложение собственных трактовок.

В 1960-е годы появились первые джазовые обработки произведений Баха, в частности, вокальной группы Swingle Singers, которая записала некоторые прелюдии и фуги композитора в духе свинга, с ненавязчивыми ударными. В дальнейшем и Жак Лусье, и Бобби Макферрин также исполняли его произведения в джазовой интерпретации.

Свойственная Иоганну Себастьяну Баху полифония присутствовала и в раннем нью-орлеанском джазе. В эпоху свинга она звучала не так отчётливо, а вот представители кул-джаза, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, частично заимствованные у Баха. В этих работах можно отметить особую свободу выражения и трактовки.

«Джаз есть в самой природе баховской музыки, — сказал однажды в интервью Жак Лусье. — Ведь композитор использует тот же тип басовой линии. Сходна c джазовыми и конструкция баховских тем, которые в большинстве случаев состоят из 8 или 12 тактов, как в блюзе, а также 16 или 32 тактов, как в джазовых стандартах».

Легендарный саксофонист Ли Кониц в одном из интервью сказал: «Я слушаю Баха и всегда стараюсь не забывать, что он, можно сказать, был родоначальником джаза. Я думаю, что Бах был самым первым джазовым музыкантом. В его музыке есть тот самый свинг и то самое содержание, которые для меня существуют как джаз. Меня глубоко трогают удвоения темпа и музыкальные фразы, которые можно считать очень джазовыми. Почти ежедневно я прослушиваю его сюиты для виолончели. Более грандиозной, более возвышенной музыки я просто не знаю».

Источник: http://vm.ru/news/2014/07/27/bah-i-dzhaz-259499.html

Назад

Фестиваль Koktebel Jazz Party - территория, свободная от COVID-19. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой условия доступа на фестиваль могут быть изменены в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе и рекомендаций Роспотребнадзора.
В данный момент участникам, гостям и зрителям фестиваля необходимо предоставить, как минимум, один из трех документов:

  • Отрицательный ПЦР-тест, сделанный, не ранее 18 августа 2021 года
  • Справка о наличии антител к S-белку COVID-19, сделанная не ранее 25 мая 2021 года
  • Сертификат о вакцинации от COVID-19

На территории фестиваля гости, зрители и представители СМИ должны носить маски и перчатки.