Джаз — форма музыкального искусства, возникшая на рубеже XIX-XX веков в США. Характерными чертами этого музыкального стиля стали импровизация, изощрённый ритм, свинг, а его развитие происходило посредством поиска новых ритмических и гармонических моделей.
История развития джаза. Основные течения
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов — африканских ритмов и европейской гармонии. Необходимость консолидации жителей Нового Света привела к объединению множества традиций и, как следствие, к созданию единой культуры. Результатом проходивших процессов смешения стало сначала появление рэгтайма, блюза и протоджаза, а затем и джаза в общепринятом понимании.
При этом традиционным принято считать новоорлеанский джаз. Этим термином обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в 1900-1917 годах, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали свои пластинки с 1917-го и на протяжении всех 1920-х годов.
Достаточно быстро из регионального фольклорного жанра джаз начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Наряду с Новым Орлеаном большое значение в его развитии сыграли такие города, как Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.
Значительно расширили территорию джаза оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, которые ходили вверх по Миссисипи. С 1900 года эта музыка становится развлечением для пассажиров и местной публики в небольших попутных городах, где пароходы совершали остановки.
Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане, эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, после начавшейся миграции в Нью-Йорк и Чикаго, которая ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. При этом Чикаго стал основным центром звуковой записи, а Нью-Йорк превратился в главную концертную площадку.
Всё большее количество людей начало увлекаться джазом и, как следствие, стало появляться всё больше различных поджанров.
Развитие джаза в первой четверти XX века. Поджанры джаза
Стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-1930-х годов в результате синтеза различных стилевых форм джазовой музыки, получил название свинг (swing), что в переводе с английского означает «качание». Этот термин имеет и второе значение — это выразительное средство в джазе, характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей, благодаря чему создаётся впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия.
Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов (big band) известна в джазе с начала 1920-х годов и сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов, как правило, чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как звуки биг-бэнда (the big band sound).
Биг-бэнды достигли пика славы в середине 1930-х. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии, во время хорошо раскрученных «сражений оркестров». Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.
В эпоху Великой депрессии и сухого закона (конец 1920-х и 1930-е годы) своеобразной Меккой новомодных звуков стала джазовая сцена Канзас-Сити. Для местного стиля были характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской и очень энергичными соло, исполнявшиеся как биг-бэндами, так и маленькими свинговыми ансамблями для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным.
После окончания господствующей моды биг-бэндов музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли. Многие знаменитые солисты и даже сами руководители биг-бэндов после концертных выступлений любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых встречах в небольших клубах. Эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил название мейнстрим (mainstream), или «главное течение». Термин «современный мейнстрим» используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.
В начале — середине 1940-х годов в Нью-Йорке сложился новый джазовый стиль, открывший эпоху модерн-джаза, — бибоп (bebop). Это экспериментальное творческое направление, связанное главным образом с практикой малых ансамблей и антикоммерческое по своей направленности. Оно характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. В этой музыке на первый план выходит солист, его музыкальная вдохновлённость и виртуозное владение инструментом, вследствие чего отличительной чертой всех бибоперов стала эпатажная манера поведения и внешнего облика. В целом бибоп ознаменовал смещение акцента от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой «музыке для музыкантов».
Параллельно с возникновением бибопа развивается ещё один новый жанр — прогрессивный джаз, или просто прогрессив (progressive). Основным отличием этого направления становится стремление отойти от застывшего клише биг-бэндов и устаревших, затёртых приёмов. В отличие от бибоперов творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, они скорее старались обновить и усовершенствовать свинговые фраз-модели, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов началось развитие менее яростного, более гладкого подхода к импровизации. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную охлаждённость, получивший название кул-джаз (cool jazz). Музыканты сосредоточились на инструментальной окраске и замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличался при этом смягчённым, приглушённым характером. Формат кул-джаза оставлял пространство для несколько больших по составу ансамблей типа нонетов и тентетов, которые в этот период стали более привычны, чем в период раннего бибопа. Некоторые аранжировщики экспериментировали с изменённой инструментовкой, включая конусообразные медные духовые, например валторну и тубу.
Исполнители, захваченные движением кул-джаза, в 1950-е много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса, поэтому позднее это направление начали называть West Coast Jazz, или джаз Западного побережья.
Примерно в то же самое время, когда кул-джаз пустил корни на Западном побережье, джазовые музыканты из Детройта, Филадельфии и Нью-Йорка начали разрабатывать более твёрдые, тяжёлые вариации старой формулы бибопа, получившие название хард-боп (hard bop). Близко напоминая традиционный бибоп в его агрессивности и технических требованиях, хард-боп 1950-х и 1960-х меньше основывался на стандартных песенных формах и стал уделять больше внимания элементам блюза и ритмическому драйву. Зажигательное солирование или мастерство импровизации вместе с сильным чувством гармонии являлись свойствами первостепенной важности для исполнителей на духовых инструментах, в секции ритма более заметным стало участие барабанов и фортепиано, а бас приобрёл более текучее, фанковое звучание.
Близкий родственник хард-бопа — соул-джаз (soul jazz) — представляет собой смесь традиционного блюза и афроамериканского фольклора, исполнялся небольшими джаз-бэндами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Стремительно закрученные мелодии соул-джаза, благодаря частому использованию остинатных басовых фигур и повторяющихся ритмических семплов, вызывали страсть и сильное чувство единения. Но не следует путать соул-джаз с тем, что сегодня известно как соул-музыка: соул-джаз вырос из бибопа, а корни соул-музыки восходят непосредственно к популярному с начала 1960-х ритм-энд-блюзу.
Джаз-фанк (jazz-funk), являясь ответвлением соул-джаза, впитал в себя элементы фанк/соул/ритм-энд-блюза. Он рисует мелодии блюзовыми нотами и отличается исключительной ритмической сосредоточенностью: концентрируется на поддержании непрерывного характерного ритмического рисунка, сдабривая его лёгкими инструментальными и порой лирическими украшениями, при этом сольные импровизации сохраняют строгое подчинение биту и коллективному звучанию. Произведения, исполняемые в стиле джаз-фанка, полны радостных эмоций и приглашают слушателей танцевать как в замедленном, так и в быстром темпе.
Начиная с конца 1950-х в области подхода к мелодии и импровизации были развёрнуты новые эксперименты. В частности, музыканты для формирования мелодий вместо аккордов стали использовать небольшое количество специфических ладов. Результатом стала гармонически статичная, построенная почти исключительно на мелодии форма джаза — ладовый (модальный) джаз. Солисты иногда рисковали, отступая от заданной тональности, но это и создавало острое ощущение напряжённости и освобождения. Применялись и различные темпы (от медленного до быстрого), но в целом музыка имела непостоянный, извилистый характер, её отличало чувство неторопливости. Для создания более экзотического эффекта исполнители в качестве модальной основы для своей музыки иногда использовали неевропейские гаммы, например индийские, арабские или африканские. Неопределённый тональный центр модального джаза стал неким стартовым фундаментом для фри-джазовых взлётов тех экспериментаторов, которые пришли на следующем этапе джазовой истории.
Пожалуй, очень неординарным периодом развития джаза можно назвать конец 1950-х-1960-е, когда музыканты экспериментировали не только с общим настроением мелодии, но и с её структурой, ритмикой и тональностью.
Одно из самых спорных движений в истории джаза — фри-джаз (free jazz). Хотя его элементы существовали в пределах музыкальной структуры задолго до появления самого термина, как самостоятельный стиль это направление оформилось только к концу 1950-х. Среди новшеств стоит отметить отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики: свинг был или пересмотрен, или игнорировался в целом — другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью: теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе, а пронзительные, лающие, конвульсивные ноты полностью заполнили этот новый звуковой мир. Но свободный джаз и сегодня продолжает существовать как жизнеспособная форма выражения и фактически уже не является тем спорным стилем, каким он был на заре своего возникновения.
С периодом возникновения фри-джаза частично совпало появление направления криэйтив (creative), ознаменованного проникновением в джаз элементов экспериментализма и авангарда — введением в практику новых элементов ритмов, тональности и структуры. Фактически предварительно запланированная структура изречений смешивалась с более свободными сольными фразами, а композиционные элементы настолько сливались с импровизацией, что уже было трудно определить, где заканчивалось первое и начиналось второе. Музыкальная структура произведений разрабатывалась так, чтобы соло являлось продуктом аранжемента, логически подводя музыкальный процесс к тому, что обычно рассматривалось бы как форма абстракции или даже хаос. Свинговые ритмы и даже мелодии могли быть включены в музыкальную тему, но это было вовсе не обязательно.
Были и те, кто продолжал творить, уклоняясь от экспериментов, и исполнял постбоп (post-bop). Как и хард-боп, эта форма основывалась на ритмах, ансамблевой структуре, музыкальном репертуаре и энергии бибопа, включая использование латинских элементов. Основное отличие музыки постбопа заключается в использовании элементов фанка, грува или соула, перекроенных в духе наступившего нового времени, ознаменованного господством поп-музыки.
Начавшись не только от слияния джаза с поп-музыкой и роком 1960-х, но и с музыкой соул, фанк и ритм-энд-блюз, джаз-фьюжн (jazz fusion) как музыкальный жанр появился в конце 1960-х и вначале был известен как джаз-рок. Музыканты, стоявшие во главе этого течения, делали ставку на импровизацию и мелодичность и ввели в обиход такие элементы, как электроника, рок-ритмы и расширенные треки, аннулируя большую часть того, на чём стоял джаз, а именно свинговый бит. В течение 1970-х джаз-фьюжн преобразовался в вариант музыки для лёгкого прослушивания, растеряв значительную долю своей остроты, и превратился в подлинно выразительное музыкальное средство только в 1980-е.
Развившийся из стиля фьюжн смус-джаз (smooth jazz) отказался от энергичных соло и динамических крещендо предшествующих стилей. Его отличает прежде всего намеренно подчёркнутая отполированность звучания. Обогащённый звуками множества синтезаторов в соединении с ритмическими семплами глянцевый саунд, лишённый импровизации, создаёт гладкую и тщательно отполированную упаковку музыкального товара, в котором ансамблевое созвучие имеет большее значение, чем его составные части. Стоит отметить, что смус-джаз является, возможно, наиболее коммерчески жизнеспособной формой джазовой музыки со времён эпохи свинга.
Возникший в 1987 году на британской танцевальной сцене эйсид-джаз (acid jazz), или «кислотный джаз» как музыкальный, преимущественно инструментальный, стиль сформировался на базе фанка с добавлением избранных классических джазовых треков, хип-хопа, соула и латинского грува. Собственно этот стиль является одной из разновидностей джазового возрождения, вдохновлённого в этом случае не столько выступлениями живых ветеранов, сколько старыми записями джаза конца 1960-х и раннего джаз-фанка начала 1970-х. И хотя эйсид-джаз не вполне правомочно относить к джазовым стилям, которые развивались от общего древа джазовых традиций, его нельзя и совершенно игнорировать при разборе жанрового многообразия джазовой музыки.
Стоит также упомянуть о джаз-мануше (jazz-manouche) — направлении в «гитарном» джазе, которое соединяет в себе традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш и свинг.
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки крайне разнообразен, и мы постоянно приближаемся к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой». Вот и джаз уже не может не попадать под влияние различных звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара.
Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаются объединением усилий различных джазовых (и не только) жанров.