— Что слово «джаз» означает лично для вас? И почему вы выбрали именно это музыкальное направление для своего творчества?
— Я не выбирал его. За меня выбрали, потому что я родился в семье выдающегося русского джазового пианиста Михаила Окуня. Я был окружён музыкой с самого раннего детства.
— Вы могли заняться и классической музыкой или увлечься чем-то ещё…
— Мог, и я с этого начал. Любое освоение инструмента требует академических основ. Но потом мне это очень быстро надоело, и я вообще перестал заниматься. А джазом я увлёкся довольно поздно, лет в 16, когда уже поступил в училище. Появилась страсть, и она по сей день существует.
— В джазе существует множество направлений и стилей. Каким из них вы отдаёте предпочтение?
— Я бы сказал, что в джазе много направлений, но суть его неизменна: джаз отличает от академической музыки его ритм — то, что мы называем свингом. Это потрясающее качество до сих пор привлекает меня и заставляет совершенствоваться. Я влюблён в этот музыкальный жанр.
— Тогда можно сказать, что вы счастливый человек. Ведь говорят, что если работа и хобби у человека — это одно целое, то ему ни одного дня в жизни не придётся работать.
— Да, получается так. Согласен.
— Можно ли сказать, что у джазового слушателя в России есть свои отличительные особенности, своё лицо?
— Вы понимаете, я сижу по одну сторону зала, а люди сидят по другую, и мы практически не общаемся. Кто-то может зайти за кулисы и задать какой-то вопрос, поблагодарить или, наоборот, посетовать, сказав, что, предположим, сегодня мы не оправдали его надежды. И такое вполне может быть, хотя не случалось ни разу. Поэтому слушатель сам по себе, как феномен, мне неизвестен по той причине, что невозможно находиться в двух местах одновременно: в виде исполнителя и в виде слушателя.
Однако могу сказать, что по наблюдению моих друзей-иностранцев, которые приезжают в Россию, русский слушатель очень открыт и иногда даже кажется наивным на взгляд искушённого американца или европейца. Но в этом его прелесть. Потому что нигде, например, так не дарят цветы музыкантам после концерта, как в России. То неравенство между академическими и джазовыми музыкантами, которое есть на Западе, с точки зрения их формального приёма публикой, восполняется в России, когда после выступления могут преподнести цветы, например. Это каждый раз неожиданно для моих коллег-американцев и европейцев, которые приезжают в Россию, но каждый раз очень приятно.
— Как вам кажется, вашим коллегам-иностранцам нравится выступать в России, не считая тёплого приёма публики, о котором только что шла речь?
— Когда ты куда-то едешь играть, то первое, о чём ты думаешь, — это о том, чтобы был максимальный комфорт в виде инструментов, которые тебе предоставляют для игры, и, конечно же очень важна компания, с которой ты будешь играть. Я думаю, что это основная причина, по которой многие американские и европейские музыканты едут в Россию, потому что у нас действительно есть хорошие музыканты, с которыми небезынтересно играть. И я думаю, что это самое важное. А публика присоединяется к нашей компании, как это ни странно звучит, и чем интересней нам самим друг с другом на сцене, тем интересней публике в зале…
— Что вы планируете сыграть на фестивале, чем порадуете?
— Будет очень интересный ансамбль, который называется International Jazz Quintet. Все музыканты квинтета мне хорошо знакомы и как люди, и как музыканты.
Один из них живёт в Риме и преподаёт в консерватории, это прекрасный барабанщик Роберто Гатто. Другой живёт в Нью-Йорке, но преподаёт в Амстердаме и сам родом из Амстердама, это контрабасист Йорис Типпе. Он директор джазового отделения консерватории в Голландии, в городе Гронингене. Все люди, как видите, серьёзные. (смеётся)
Будет и великолепный Джереми Пелт, трубач из Нью-Йорка, и изумительная Дэбора Браун, которую я очень люблю и считаю последней носительницей великого, именно джазового вокала. Лучшая, на мой взгляд, певица, с которой мне не только приходилось работать, но и слышать. А слышал я очень многих, в том числе и звёзд, но я считаю, что Деброра великолепна. И конечно, блестящий музыкант и мой товарищ Сергей Головня будет с нами, пятым участником квинтета.
Вообще этот ансамбль собран специально к фестивалю Koktebel Jazz Party, но я очень надеюсь, что он будет существовать и в будущем. Мы соберём программу из пьес, предложенных каждым участником ансамбля. Дэбора предложит свои аранжировки, Роберто и Йорис — свои, и мы с Сергеем, естественно, тоже. У нас будет немного времени, может быть день-два, чтобы отрепетировать эту программу и сыграть её в Москве. После этого мы поедем на фестиваль уже, как говорится, во всеоружии.
Фото: Никита Ларионов